Новости Новости отрасли - Судостроение в России в 2024 году

Судостроение в России в 2024 году

23 апреля 2024 г.
Судостроение является одной из важнейших отраслей промышленности Российской Федерации и выполняет стратегическую функцию по обеспечению национальной безопасности, развитию транспортной инфраструктуры и обеспечению судоходства. В последние годы российское судостроение испытало существенную модернизацию, что позволило поднять отрасль на более высокий уровень.


Создаются военно-морские корабли и суда разных классов, играющие ключевую роль в обеспечении оборонного потенциала страны. Немаловажным остается гражданское судостроение: пассажирские и грузовые суда, ледоколы, в целом морской и речной транспорт. Весной 2023 года Минпромторг России скорректировал план строительства судов на период до 2035 года с целью построить 985 судов. Их общая стоимость оценивалась более чем в 5,5 трлн рублей.

В России есть множество судостроительных предприятий, расположенных в различных регионах страны. Однако основные профилирующие центры судостроительной отрасли находятся в таких городах, как Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Нижний Новгород. По информации Минпромторга РФ на данный момент на российских судостроительных заводах и верфях строится 60 речных судов. В планах к 2028 году выпустить во внутренние воды России 260 гражданских судов.

В 2023 году судостроительная отрасль России активно развивалась, также большие планы есть и на 2024-й год.

Так, на судостроительном производстве «Звезда» в Приморском крае, который считается одним из самых современных и перспективных проектов гражданского судостроения России планируется разработка и производство морских судов для использования в условиях Крайнего Севера и Арктики. 2023 год для судостроительного комплекса «Звезда» прошел на волне ярких и значимых событий. Были спущены на воду пять судов, переданы заказчику два крупнотоннажных нефтяных танкера. Всего в портфеле "Звезды" заказы на 12 танкеров этого типа. Также, судостроительный комплекс "Звезда" передал ПАО "Совкомфлот танкер" Восточный проспект". Предприятие имеет стратегическое значение для всей страны и создано консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению Владимира Путина.

На Керченском судостроительном заводе «Залив» в Крыму уже идет модульное строительство судов разных классов и планируется поставка нескольких крупных кораблей и судов для нужд Министерства обороны России и гражданских заказчиков. В Санкт-Петербурге судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» помимо новых кораблей, планирует выпустить ледоколы для работы в арктических условиях. Завод уже передал ВМФ России дизель-электрическую подводную лодку "Можайск". А также, «Адмиралтейские верфи» по программе инвестквот выпустили десять рыбопромысловых судов. Следует отметить, что Петербургские корабелы выстояли под гнётом санкций и в 2023 году начали масштабную модернизацию. Северная верфь оценила её в 100 млрд рублей, а Балтийский завод — в 74 млрд рублей. В 2023 году заказчики уже получили несколько судов построенных на заводе в Санкт-Петербурге.

Кронштадский морской завод за минувший год отремонтировал около 200 судов. Судостроительный завод "Северная верфь" в 2023 передал Военно-Морскому флоту РФ корвет "Меркурий", а новейший траулер "Капитан Соколов" вышел на ходовые испытания. В марте 2024 года спущен на воду траулер-процессор "Капитан Абакумов" для компании «Норебо». По поводу этого знаменательного события на «Северной Верфи» состоялось торжественное мероприятие. А Фрегат "Адмирал Исаков" будет спущен на воду в третьем квартале текущего года.

Однако, отрасль в целом потребует до 1 трлн инвестиций в течение нескольких лет. Как утверждают эксперты, России нужны еще две новые верфи, чтобы удовлетворить внутренний спрос на обновление флота. Объединенная судостроительная корпорация в прошлом году была передана в доверительное управление ВТБ. И сегодня компания уже ищет новую локацию для суперверфи на строительство которой потребуется не менее 400 млрд рублей. А общий объем вложений в развитие «Северной верфи» был оценен в 100 млрд рублей. Также, сегодня идет обновление Выборгского судостроительного завода. На эти цели уже направлено 500 млн рублей.

Балтийский завод, строящий уникальные ледоколы для освоения Северного морского пути также нуждается в модернизации , которая запланирована до 2035 года и оценена в 74 млрд рублей.

Астраханский судоремонтный завод «Лотос» участвует в строительстве судов для работы на Каспийском море и Волжском рукаве. Также здесь уже завершено строительство второго колесного теплохода "Аурум". Ожидается, что уникальный теплоход поставят на маршрут по Волге и Оке уже летом 2024 года. Кстати, первый теплоход завода назван "Золотое кольцо». Он совершает экскурсионно-туристические круизы по известному маршруту с аналогичным названием. Высота палуб позволяет теплоходам пройти под всеми мостами Москвы-реки. Сегодня на астраханских верфях ОСК ведется строительство 13 судов различного класса и назначения, а также модулей ледостойкой стационарной платформы для месторождения "Каменномысское-море». Здесь же строят круизный лайнер "Владимир Жириновский" (ранее "Петр Великий"). Сегодня судно проходит необходимые испытания. А в середине марта 2024 года на производственной площадке "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта состоялся торжественный спуск на воду судна проекта RSD49 «Каспийский берег». Он пополнит флот российско-иранской судоходной компании, зарегистрированной в Астрахани.

Напомним, "Каспийский берег" – третий сухогруз данного проекта. Основные производственные площадки обеспечены заказами на два года вперед.

В Хабаровске судостроительный завод расширяет производство пограничных и патрульных судов для государственных органов и гражданских заказчиков.

Ледоколами речного класса и производством судов для перевозки опасных грузов занимается завод в Ульяновске. Корабли необходимы для федерального агентства российских внутренних водных путей «Росморречфлот» .

Судостроительный завод "Отрадное"в Ленинградской области в прошлом году построил 6 траулеров, 2 краболова и 2 ярусолова. В рамках второго этапа инвестквот планируются построить еще несколько кораблей.


А Судостроительная верфь Emperium, которая также находится в Ленинградской области первой на российском рынке запустила серийное производство электросудов. На верфи всего за два года построили 21 электросудно. В 2023 г. завод приобрел современные гибочные станки и станки лазерной резки. Идет работа над проектом по расширению судостроительной верфи, к 2025 г. планируется увеличение производственных мощностей до 40 судов в год.


На верфи "Эмпериум" приступили к строительству судна "Москва 2.0" (электрическая версия знаменитого теплохода "Москва"). Спуск запланирован на конец 2024 - весну 2025 года. Планируется, что инновационный электроход будет работать на туристических маршрутах Санкт-Петербурга.



В итоге, количество сданных заказов в 2023 году выросло на 36% Заказы предприятий отрасли включали свыше 300 единиц гражданских морских и речных судов, плавсредств, а также речной и морской техники, которые находятся на разном этапе строительства.

Амурский судостроительный завод выпустил автомобильно-железнодорожный паром «Александр Деев», который уже прибыл на Сахалин. Новое судно станет надежным связующим звеном между островом и материковой частью России. В прошлом году спущены на воду также малые ракетные корабли.

В конце 2024 года Балтийский завод планирует передать «Росатому» ледокол «Якутия».

В 2023 году впервые камчатские корабелы построили рыболовное судно — сейнер для рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина. Объем инвестиций в проект превысил более 1 млрд руб.

Основным вызовом прошлого года для судостроительного производства остались санкции по ввозу оборудования. В итоге потребовался подбор аналогов оборудования и перепроектирование судов в постройке. Также одной из проблем в судостроительстве является нехватка кадров.

Положительно повлияли на ситуацию с рыболовецким флотом переход ОСК во внешнее управление ВТБ, что в итоге приведет в индексированию заключенных контрактов и запуску второго этапа программы инвестквот на строительство новых судов на российских верфях . Также введены поправки к Налоговому кодексу, которые предусматривают нулевой НДС на услуги судоремонта.

В 2024 году запланирована передача заказчикам экскурсионных прогулочных пассажирских судов, пассажирских судов на подводных крыльях, сухогрузных судов смешанного плавания «река—море», крупнотоннажных нефтеналивных танкеров и судов-газовозов, судов вспомогательного флота. Продолжится активное строительство судов промыслового флота в рамках первого этапа квот.

Среди известных кораблестроительных предприятий нельзя не отметить один из самых первых заводов судостроительной отрасли в стране - Нижненовгородский Завод "Красное Сормово" -. На сегодняшний день он занимается строительством гражданских судов. Здесь строятся три пассажирских судна для компании "Водоход". Построенные заводом танкеры были 4 раза включены в списки "Значительные суда года". «Красное Сормово» строит теплоход "Карелия", который рассчитан на широкий район эксплуатации, включая четыре моря и бассейны рек центральной части России.

На заводе также уже завершены ходовые испытания краболова-процессора "Вайгач", планируется построить серию из 34 сухогрузов и круизный лайнер "Михаил Жванецкий". Также ожидается, что первый теплоход "Николай Жарков" сдадут в эксплуатацию в 2025 г.

В целом, планируется, что к концу 2026 года в оперативном управлении АО "Водоход. Пассажирский порт"будут находиться 68 теплоходов малого флота.

В указанное число входят 8 скоростных пассажирских судов, 4 прогулочных теплохода проекта "Москва"; 4 пассажирских катамарана на электродвижении , 21 круглогодичное судно на электродвижении проекта Ecobus. В 2024 году пассажирские линии откроются еще в двух регионах России: в Пермском крае и в Ярославской области.

На прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" , который расположен в Калининграде и специализируется на военном и гражданском судостроении и ремонте судов работает более 4000 человек. В феврале 2024 года боевые корабли Тихоокеанского флота ВМФ России - ракетный крейсер "Варяг" и фрегат "Маршал Шапошников" - прибыли в порт Вишахапатнам Республики Индия для участия в международном многостороннем военно-морском учении "МИЛАН-2024".

Универсальные круизные суда строят на судостроительном комплексе "Р-Флот", а также на ЗАО "Нефтефлот". Суда на подводных крыльях предназначены для обслуживания местных и пригородных водных путей и прибрежных районов.

Кстати, в декабре 2023 г. на заводе-строителе спустили на воду очередной "Метеор 120Р" .

В Петрозаводске Онежский судостроительно-судоремонтный завод во второй декаде марта 2024 года завершил ходовые испытания краболова нового краболова.

На Невском заводе в Ленинградской области, который отметил в 2023 году 110 лет со дня основания, построили самый большой танкер за всю историю завода. Завод специализируется на строительстве всех типов судов «под ключ.

А вот в Самаре стартует арктическое судостроение. На заводе «Нефтефлот» начинается строительство морского грузопассажирского судна проекта PV27 – одного из самых сложных и масштабных в судостроении. Ранее суда проекта PV27 не строили. Спуск на воду запланирован в 2026 году. Судно предназначается для перевозки пассажиров, грузов, легковых автомобилей. В условиях активного освоения Россией арктической зоны, строительство флота подобного класса относится к одной из приоритетных задач судостроительной отрасли.

Так, на заводе НА ЗАВОДЕ «НЕФТЕФЛОТ» в конце марта 2024 года состоялась торжественная церемония закладки киля арктического судна.

Также развивается строительство портов. Президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания на Восточном экономическом форуме заявил о том, что мощности российских морских портов в Арктическом бассейне будут удвоены к 2030 году. В итоге, мощность морских портов Западной Арктики увеличится почти до 150 миллионов тонн, сообщили в Минтрансе России.

Россия и Белорусия начали подготовку к реализации проекта по строительству в Мурманской области порта для перевалки белорусских грузов. Об этом на переговорах в Москве с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным сообщил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко.

В Мурманской области по нацпроекту строят западный рубеж расширенного Северного морского пути — универсальный порт «Лавна», расположенный в Кольском заливе Баренцева моря. Это один из якорных проектов Мурманского транспортного узла.

Благодаря федеральному проекту «Развитие морских портов» в прошлом году в эксплуатацию ввели несколько компрессионных станций и терминалов, в том числе специализированный угольный перегрузочный комплекс в Приморском крае в районе мыса Открытый мощностью 4,55 млн тонн в год. Мощность морских портов Западной Арктики к 2030 году увеличится до 149,5 миллиона тонн, сообщили в Минтрансе России. По словам экспертов, несмотря на то, что из-за санкций Россия лишилась части традиционных рынков сбыта природных ресурсов, ситуация с их поставками за рубеж стабилизировалась. На развитие портовой инфраструктуры в 2024 году будут направлены 40 004,06 млн. рублей из федерального бюджета.

Информация подготовлена редакцией сайта B2B GLOBAL. Это крупнейшая в России площадка, на которой публикуются инвестиционные проекты с частным и государственным финансированием, а также проводятся отборы подрядчиков для участия в крупных коммерческих строительных проектах.






Комментариев нет


Больше информации и контактов вы найдете в публикациях о проектах нового строительства и модернизации:
3 мая 2024 г.
Строительство жилого комплекса.Инвестиции в проект около 8 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты основных кураторов.
3 мая 2024 г.
Строительство городского курорта. Инвестиции в проект около 700 млн рублей. Контакты и кураторы проекта
3 мая 2024 г.
Строительство швейной фабрики. Инвестиции в проект составят 870 млн. руб. Информация о проекте и контакты основных кураторов.
2 мая 2024 г.
Строительство второй очереди жилого комплекса. Инвестиции в проект составят 1,8 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты задействованных организаций.